воскресенье, 20 октября 2013 г.

Время возвращать долги, или Уильям Теккерей "Ярмарка тщеславия"

Если честно, я совсем забыла, что хотела написать отзыв об этой книге. Я почти уже дочитала следующую - Джон Фаулз "Волхв", так что эмоции мои поутихли и впечатление стушевалось. Но все же.
Я вообще не отличаюсь особой начитанностью и любовью к словам не_бытового пользования. Так что слово "тщеславие" поставило меня сразу в тупик. Я, конечно, догадывалась о его смысле, но чтобы объяснить другому что это такое, например, я бы не смогла. Поэтому я долго ходила вокруг этой книги и не решалась ее читать. Во многом потому, что мне казалось, что это нечто из серии политических разоблачений, мне почему-то так вот казалось. Но я все-таки решилась открыть ее. И открыв, не смогла устоять и 850 страниц были проглочены чуть ли ни залпом. Книга написана в 19 веке и о 19 веке. И действие происходит в Англии. Все как я люблю! Когда я читаю такие произведения у меня в голове сами собой рисуются образы ухоженных стройных леди в шикарных платьях, с маленькими шляпками, зонтиками. Кареты и кэбы. Я прямо как наяву вижу шикарно обставленные гостиные, служанок в одинаковой одежде и то самое столовое серебро... 
Название книги полностью говорит само за себя. Книга позиционируется как "роман без героя". Весь сюжет крутится вокруг двух девушек, совершенно разных по внешности, характеру, происхождению... Но это их "центральное" положение отнюдь не делает их главными героинями. Другие персонажи иногда создают фон, на котором выделяются наши дамочки, а иногда и полностью перекрывают их "линии" ("главных" героинь). Поэтому нельзя выделить главных-второстепенных, все равноважны. 
Имена героев подобраны с огромной тщательностью. Каждое имя соответствует характеру героя. Шарп - острый, Сэдли - печальный, Кроули - пресмыкающийся, Стоун - камень, Доббин - кляча. Офигенно, правда? Именно это разнообразие героев и создает эту иллюзию ярмарки, балагана. Герои их кожи вон лезут, чтобы предстать перед всем миром в выгодном свете. Вот вам и тщеславие. Мало того, начинаешь узнавать в лицах героев своих друзей/знакомых. А порой, самого себя. Такие живые характеры.
Периодически автор лично обращается к читателю. Рассуждает. Что-то поясняет. Он не заставляет перейти на сторону добра/зла, нет. Он оправдывает героев, или наоборот насмехается над ними, выставляя их глупость. Как будто голос за сценой. 

Начинается все с описания пансионата для девочек, точнее, как две уже выпускницы данного учреждения уезжают к себе домой. Эти две девочки и есть наши центральные героини. Сюжет построен на двух параллельных линиях. И эти линии - жизни наших героинь. Я не буду писать что и как так разворачивалось, потому что это будет спойллером :) Концовка, правда, не оправдала моих надежд, хотелось чего-то более интересного. Еще могу добавить, что такой вот контраст характеров, очень напоминает двух других героинь, уже американского романа, Скарлет О'Хара и Мелани Гамильтон. 
В этом романе все: честь и долг, любовь и страсть, ревность и месть, богатство и бедность, слава и нищета... Хоть он и написан в 19 веке, может научить чему-то и нас, в 21 столетии. 
Книга прочитывается на одном дыхании. Сюжет интригует. Хочется читать и читать. Сперва от количества героев кружится голова и трудно запомнить кто есть кто. Но потом, как будто сам окунаешься в это мир и становишься одним из его представителей. Очень остроумная, многогранная книга. Если вы не равнодушны к англичанам, как я, читать обязательно :)

кадр из фильма "Ярмарка тщеславия" (2004 г.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

номера страниц